НАШ САЙТ ПЕРЕЕХАЛ ПО АДРЕСУ http://dou133.ucoz.net/
Новости
Инструктор ФИЗО

Ананьина Екатерина Павловна

 

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

 

Режим дня – это сон, пребывание на свежем воздухе, игровая деятельность, занятия, отдых, приём пищи, личная гигиена, физическая культура.

Строго придерживайтесь режима, это упорядочивает поведение ребёнка, он привыкает к определённому порядку дня и спокойно ему подчиняется. Ко всему новому ребёнок часто относится отрицательно, настороженно, поэтому к режиму приучают постепенно.

Родители должны помнить, что шумные, подвижные игры, новые игрушки возбуждают детей, ребёнку трудно переключаться на другую деятельность, например: сон, еду. Для того, чтобы ребёнок настроился, нужно дать ему время, разъяснить требования взрослого.

Все режимные моменты нужно организовывать так, чтобы ребёнку не приходилось ждать: умылся – сел за стол; сел за стол – начал есть; разделся – лёг в постель.

Не нарушайте сами распорядок дня. Вы для ребёнка – образец во всём. Подражая вам, он сам начинает делать то, что необходимо.

�то не принесет детям пользы.

 

 

Формирование здорового образа жизни: теория и практика

  

 

«Здоровье - это единственная драгоценность, ради которой действительно не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ…»

М. Монтень.

Современный мир настолько динамичен, предъявляя все более высокие требования к человеку, как в социальном, так и профессиональном плане, что неизбежно сказывается на  здоровье. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает как объективная потребность, становясь основной целью образования. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в нем возможностей.

Давно известно, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья, поскольку  именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма,   формируются основные черты личности,  вырабатывается характер.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы в России тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Ежегодно увеличивается численность детей с нарушением осанки, плоскостопием, ухудшением зрения.

Принимая во внимание изложенные факты, в Тюменской области сохранению и укреплению здоровья детей в период дошкольного детства уделяется большое внимание. Педагоги дошкольных учреждений стремятся разнообразить игровую деятельность, создать условия для максимального удовлетворения потребности детей в движении, проводят закаливающие мероприятия и пр. Таким образом, в детских садах отмечается положительная динамика в увеличении численности детей, имеющих первую и вторую группу здоровья (2010 г. – 93%, 2011 г. – 94%, 2012 г. – 94%, 2013 г. – 95%), сокращается численность детей с третьей и четвертой группой здоровья (2010 г. –7%, 2011 г. – 6%, 2012 г. – 6%, 2013 г. – 5%).

Поскольку здоровье есть триединство физического, психического и эмоционального благополучия, то, по сути, создание психологически безопасного климата в группе, учет возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение условий для активизации разных видов детской деятельности и непосредственное вовлечение каждого воспитанника в образовательный процесс уже является залогом сохранения здоровья. Вместе с тем, сохранению и укреплению именно физического здоровья в дошкольном учреждении уделяется особое внимание.

Еще средневековый  врач и философ Авиценна писал: «С гимнастикой дружи, всегда веселым будь, и проживешь сто лет, а может быть, и боле. Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь. Природою лечись — в саду и в чистом поле».                                                   

Вместе с тем, немаловажное значение в сохранения и укрепления здоровья детей имеет организация работы с родителями, которая может быть представлена следующими формами:  демонстрация занятий, консультации, тематические родительские собрания, дни здоровья, дни семьи, фотовыставки и фестивали, а также совместная  проектная деятельность ребенка и взрослого по соответствующей тематике.

Как уже ранее было отмечено, организация физического воспитания  в детском саду представляют собой образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, разработанный умелым педагогом через различное сочетание форм и методов работы.

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.

Предлагаем  более подробно рассмотреть формы и методы организации оздоровления детей, объединенных нами в 7 основных блоков.

1. Физические упражнения

В этот блок входят такие формы организации деятельности как: утренняя гимнастика, коррекционные занятия по физкультуре в зале и на улице, физкультминутки, гимнастика после дневного сна, логоритмическая гимнастика, зарядка для глаз (Приложение 1). Именно эти виды деятельности наиболее благотворно влияют на формирование тела, развитие органов и систем, являются базисными для более сложных движений.

Специфической особенностью таких форм работы являются: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.), возможность точной дозировки нагрузки, разнообразие упражнений, использование предметов, снарядов, проведение упражнений под музыкальное сопровождение.

2.Гигиенические процедуры

К этому блоку относятся: умывание, мытьё рук, полоскание рта,  игры с водой, влажное обтирание. Немаловажное значение играет соблюдение режимных моментов, которое приучает детей к организованности, дисциплинированности.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению.

 3. Прогулки и активный отдых

В этот блок входят игры на улице, развлечения и праздники, дни здоровья, выезды на природу, походы в парк, экскурсии.

Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.

С детьми дошкольного возраста организуются прогулки с использованием различных способов передвижения: пешком, на велосипеде, в зимнее время на лыжах и др. Разнообразить времяпрепровождение на улице призваны подвижные игры с использованием физических упражнений, например: спрыгивание, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом и пр.

В игре закрепляются двигательные навыки, развиваются физические, а также морально-волевые качества.

4. Закаливание

К методам закаливания относят: дыхательную гимнастику (Приложение 2), хождение босиком, хождение по массажным дорожкам, обширное умывание, мытье рук с постепенным переходом от кисти до предплечья, контрастные ножные ванны. Для ослабленного ребенка закаливание имеет еще большее значение, чем для здорового.  

В организации закаливающих процедур необходимо руководствоваться  3 основными принципами:

- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;

- интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;

- соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания.                                                                                              

 

 Так, например, обмывание стоп проводится в течении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28°С, а затем снижая ее до 20-22°С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения.

Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25°С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2°С и доводится до 10-15°С.

5. Массаж

Массаж, будь то точечный, медицинский, гидромассаж стоп и др.  воздействует на кожу, мышцы, костную систему, усиливает дыхание, улучшает кровообращение, обмен веществ, поэтому в целях профилактики вирусных заболеваний, а также для предотвращения   искривления  осанки и деформации свода стопы  медицинские работники дошкольного учреждения проводят  сеансы массажа и обучают технике самомассажа воспитанников детских садов.

Точечный массаж можно выполнять с самого раннего возраста. Он не продолжительный по времени, всего 2-4 минуты. Массажные области расположены в доступных зонах: ушки, ладошки, шея и голова. Этот вид массажа прекрасное корректирующее средство в работе основных систем организма. Подробная методика проведения точечного массажа описана А.А. Уманской (Приложение 3).

Сеансы медицинского массажа проводятся в промежутке между приемами пищи в специально оборудованном кабинете, температура в котором должна быть комфортной, примерно 22-24°С.

Гидромассаж, как и сеанс медицинского массажа, проводится в медицинском кабинете. Для этого используется ванночка, рассчитанная на одного ребёнка. Процедура проводится в позе сидя. Действующие факторы – температурный и механический.  Данная процедура оказывает местное и закаливающее воздействие, используется в комплексе при лечении плоскостопия, респираторных заболеваний (ринитах, ларингитах).

Гидромассажные ванночки для стоп проводятся 2 раза в год курсами по 5 процедур. Проводит процедуры медицинская сестра.

 5. Музыкотерапия

Музыкотерапия  позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребёнка, успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребёнком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребёнка, занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется  в форме подгрупповых и индивидуальных занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа, прослушиванием музыкальных произведений, пением песен, сочетанием с изобразительной деятельностью, игрой на детских музыкальных инструментах.

Так, например, для  укрепления и оздоровления  дыхательной  функции можно использовать духовые инструменты: глиняные свистульки, свирели,  игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты  и др. При слабой  мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты: игрушечное пианино или детский синтезатор, можно также использовать детские кастаньеты.

Благотворное влияние на психоэмоциональное состояние детей оказывает прослушивание классической музыки (Приложение 4). Продолжительность прослушивания музыкальных композиций не должна превышать 10 минут.


6. Психогимнастика

Методика занятий психогимнастикой довольно проста и представляет собой комплекс специальных игровых упражнений, этюдов, направленных на совершенствование психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и формирование личностных качеств и эмоциональной сферы (Приложение 5).

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз:

1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

4 фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного поведения, формирование социально одобряемых черт характера.

Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе - "минутка шалости

Между третьей и четвертой фазами можно организовать игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

На занятии дошкольников в группе не должно быть более 6-10 детей.  

 Важно помнить, что привычка в здоровом образе жизни вырабатывается постепенно и систематически, а не разово и мероприятийно. Только совместными усилиями педагогов и родителей может быть достигнут необходимый результат.

Гимнастика пробуждения 
Потягивание в кроватях. 
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и.п. 6 раз. 

Упражнение "Отдыхаем" 
И.п.: лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. 3-4 раза. 

 Ходьба по дорожке с пуговицами. Ходьба на носках. 
На носочки встанем все - сразу подрастем. 
На носочки встанем все и вот так пойдем. 
Спинка прямо - взгляд вперед. Не стучи ногами. 
Научились так ходить и покажем маме. 

 

Упражнение "Зарядка". 
А сейчас все по порядку 
Встанем дружно на зарядку. 
Руки в стороны 
Согнули, 
Вверх подняли, 
Помахали, 
Спрятали за спину их, 
Оглянулись: 
Через правое плечо, 
Через левое еще. 
Дружно присели 
Пяточки задели, 
На носочках поднялись, 
Опустили руки вниз. 
(Дети выполняют движения по тексту.) 

Дыхательное упражнение "Веселый мячик". 
И.п.: встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с воображаемым мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, при выдохе произнести "у-х-х-х". 5 раз. 

 

Массаж спины "Дождик". 
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! 
(Дети встают друг за другом "паровозиком" и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.) 
По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом! 
(Постукивают пальчиками.) 
- Дома, дети, посидите - Бом! Бом! Бом! 
(Легко постукивают кулачками.) 
Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом! 
(Растирают ребрами ладоней - "пилят".) 
Посчитайте, поиграйте - Бом! Бом! Бом! 
(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.) 
А уйду - тогда гуляйте: 
Бом: Бом: Бом: 
(Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.) 

 

 Упражнения "Листья" 
Листья осенние тихо кружатся, 
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.) 
Листья нам под ноги тихо ложатся 
(Приседают.) 
И под ногами шуршат, шелестят, 
(Выполняют движения руками вправо-влево.) 
Будто опять закружиться хотят. 
(Поднимаются, кружатся.) 

Звукотерапия. 
"И" - вибрирует гортань, уши; улучшает слух. 
"В" - исправляет недостатки в нервной системе, в головном и спинном мозге. 

 

 Пальчиковая гимнастика "Тучки" 
Мы наши пальчики сплели 
(Дети стоя сплетают пальцы.) 
И вытянули ручки. 
(Вытягивают руки ладонями вперед.) 
Ну а теперь мы от земли отталкиваем тучки. 
(Поднимают руки вверх и тянутся как можно выше.) 

 Упражнение "Ветер" 
Ветер дует нам в лицо, 
Закачалось деревцо. 
Ветер тише, тише, тише. 
Деревцо все выше, выше, выше. 
(Дети имитируют дуновения ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова "тише, тише" дети приседают, на "выше, выше" - выпрямляются.) 

Дыхательная гимнастика "Любимый носик" 
А сейчас без промедления 
Мы разучим упражнения, 
Их, друзья, не забывайте 
И почаще повторяйте. 
Погладь свой нос от крыльев к переносице - вдох, обратно - выдох (5 раз). 
Вдох - погладь свой нос 
От крыльев к переносице. 
Выдох - и обратно 
Пальцы наши просятся. 
Сделать вдох левой ноздрей; правая - закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз). 
Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою. 
Попеременно ноздри при этом закрывай. 
Стой красиво, ровно, спинка - прямо. 
И насморк скоро убежит, ты так и знай! 

Упражнения для глаз 
- закрыть глаза (10-15 сек.). Открыть глаза. Повторить 2-3 раза. 
- посмотреть вверх-вниз, вправо-влево, не поворачивая головы. Повторить 3 раза. 

 Ходьба с высоким подниманием колена. 
Петя, Петя, петушок, на головке гребешок. 
Важно ножки поднимает, важно крылья расправляет. 
Важно по двору идет, "кукареку" поет. 
Важно ножки поднимает, хоть и птица - не летает. 
Ходьба по ребристой доске. 

 Упражнение "Петушок" 
Шел по берегу петух, 
(Дети раскачиваются из стороны в сторону, руки держат за спиной.) 
Подскользнулся, в речку бух! 
(Круговые движения руками, приседают.) 
Будет знать петух, что впредь 
(Грозят пальчиком.) 
Надо под ноги смотреть. 
(Наклоняются вперед.) 

Дыхательное упражнение "Петух". 
И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. 
1 - поднять руки в стороны (вдох), 
2 - хлопнуть руками по бедрам, произнести "к Гимнастика пробуждения после дневного сна для первой-второй младшей группы 
"Мы проснулись" 

 

Физическое воспитание ребёнка

"Десять советов родителям"

Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию.

Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто ребёнок живёт под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» — всё это пустой звук для ребёнка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их.

Совет 2. Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку — поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей — не должно быть противоположных распоряжений (мама — «хватит бегать»; папа — «побегай ещё минут пять»). Если это происходит — ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребёнок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие.

Совет 5. Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребёнок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Всё должно делаться «взаправду».

Совет 9. Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.

Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь и терпение

«На зарядку становись!»

Утренняя зарядка – что нужно знать о ней, чтобы она приносила радость и положительный эффект?

Во-первых, не следует путать эти два понятия – утренняя зарядка и физическая тренировка. Утренняя зарядка преследует цель ускорить приведение организма в работоспособное состояние после сна, повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Она не предназначена для того, чтобы тренировать организм.

Во-вторых, утренняя зарядка должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Этот вид физической деятельности призван усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя зарядка исключает использование упражнений на силу и выносливость.

В-третьих, в качестве исходных положений используются положения, сидя и лежа. То есть, можно начать делать утреннюю зарядку не вставая с постели. Выполнять упражнения нужно медленно и без резких движений. Утренняя зарядка, а точнее ее нагрузка и интенсивность должны быть значительно меньше, чем при дневных тренировках. В целом утренние физические нагрузки не должны вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.

С ребенком утреннюю зарядку можно проводить со второго года его жизни в виде развлекательной игры с элементами ходьбы и бега. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений. Первыми выполняются упражнения дыхательного типа для плечевого пояса. Например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или хлопки ладонями на уровне груди или за спиной.

Упражнения для мышц спины и живота и развития гибкости позвоночника. Например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими, такими как дыхательные.

Затем должны снова идти упражнения, способствующие расширению грудной клетки. Например, поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание.

Упражнения с большей нагрузкой, например наклоны и приседания, выполняются по два-три подхода.

После всех упражнений нужен кратковременный, секунд 10–15, бег или подпрыгивания. Заканчивают гимнастику ходьбой на месте, во время которой стараются нормализовать дыхание.

Будьте здоровы!

Важность утренней гимнастики в физическом развитии дошкольников.

Как известно, здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь интересной, долгой и счастливой. Здоровье потерять легко, но вернуть его очень трудно. Дети должны расти здоровыми. Болезненный, отстающий в развитии ребёнок, быстро утомляется, у него низкая работоспособность, слабая память, неустойчивое внимание. А здорового ребёнка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые навыки и умения. Здоровье – важнейшая предпосылка развития воли и природных способностей. Проблема сохранения, укрепления

Конструктор сайтов - uCoz